В начале хода плунжера вверх происходит перепуск топлива через окно В, но как только торец плунжера перекроет окна и давлением топлива закроется всасывающий клапан, оно будет нагнетаться по центральному каналу в корпусе 4 в трубопровод высокого давления, откуда по форсуночным трубкам поступит к двум форсункам, установленным в каждой крышке цилиндра. После того как спиральные регулировочные кромки плунжера откроют окна В (надплунжерное пространство сообщится с приемной полостью А насоса), произойдет отсечка впрыска. При дальнейшем ходе плунжера топливо через отверстие R будет сливаться в специальный бачок. Непрерывным потоком топлива удаляются из корпуса выделяющиеся пары топлива, что также обеспечивает хорошее наполнение насоса.
Регулирование цикловой подачи производится поворотом плунжера, при этом изменяется конец подачи топлива.
Начало подачи топлива регулируют передвижением втулки 8 по отношению к плунжеру 7 насоса, положение которого определяется кулачной шайбой. При перемещении втулки вверх увеличивается продолжительность перепуска топлива через окно В в начале восходящего хода, уменьшается угол опережения подачи. Втулку передвигают с помощью стяжных шпилек 3, ввернутых в торец втулки и проходящих через отверстия в крышке корпуса. Положение втулки в корпусе насоса по высоте фиксируется гайкой 5 за счет ее перемещения по резьбе крышки 2. На наружной поверхности гайки отфрезерован зубчатый венец, в зацепление с которым входит шестерня 10, выполненная заодно со шпинделем. Верхний конец шпинделя имеет квадрат и риску; на крышке 2 нанесена шкала, позволяющая производить точную регулировку начала подачи. Один поворот шпинделя изменяет высоту открытия окна на 2 мм. После перемещения гайки 5 затягивают гайки шпилек 3, прижимая втулку к торцу гайки 5.
При необходимости отрегулировать опережение подачи топлива на большую величину, чем позволяет смещение втулки насоса, разворачивают кулачную шайбу ТНВД.
Насосы золотникового типа могут выполняться одно- и многосекционными. ТНВД золотникового типа по сравнению с клапанными насосами отличаются простотой конструкции и регулирования и большей надежностью в эксплуатации.
Настройка топливных насосов производится после установки насоса на двигатель, проверку настройки — после регулирования цикловой подачи отдельных ТНВД. Настройка ТНВД должна обеспечить: правильную установку кулачной шайбы; установку
Механизма регулирования цикловой подачи; установку «нулевой одачи».
Установка кулачных шайб должна обеспечить указанный заводом-строителем угол опережения подачи топлива. Для ТНВД с регулированием начала подачи топлива на всех режимах остается неизменным угол п. к. в., при котором происходит конец подачи топлива. Завод-строитель для этих насосов указывает угол п. к. в. (отсчитанный от ВМТ), при котором ролик толкателя насоса выходит на выступ кулака, а плунжер приходит
в ВМТ.
Установку кулачной шайбы производят в следующей последовательности: валоповоротным устройством поворачивают коленчатый вал и по маховику устанавливают кривошип на заданный угол; поднимают рычагом ролик толкателя насоса, поворачивают на валу кулачную шайбу так, чтобы ролик стал на выступ кулака, и в этом положении закрепляют шайбу; вынимают нагнетательный клапан (рис. 9) и над плунжером 1 ТНВД устанавливают специальный линейный индикатор 2. Несколько раз проворачивая коленчатый вал вперед и назад, определяют наибольшее показание индикатора, соответствующее верхнему положению плунжера, по маховику определяют угол п. к. в., соответствующий этому положению, и, если необходимо, корректируют положение кулачной шайбы.
Проверка угла опережения подачи топлива проводится после закрепления кулачных шайб. Для насосов с регулированием начала подачи проверка производится для 100%-ной нагрузки.
Для клапанных насосов геометрическое начало подачи соответствует посадке перепускного клапана ( рис. 2 и 4) на гнездо. В формуляре двигателя указывают величину хода плунжера ТНВД в момент начала подачи топлива и угол опережения подачи. Для проверки над перепускным клапаном 4 ставят второй индикатор 3 ( рис. 9).
Последовательность работ при проверке угла опережения подачи топлива: рукоятку поста управления ставят на 100%-ную нагрузку; поворачивают коленчатый вал так, чтобы индикатор, установленный над плунжером, показал величину хода плунжера (указанную в формуляре) для начала подачи топлива; регулировочным винтом 6 ( рис- 4) устанавливают величину открытия клапана 0,02 мм, для этого вначале кывертывают винт 6, удлиняя толкатель, затем ввертывают винт до остановки стрелки индикатора, установленного над клапаном, и от этого положения поднимают клапан па 0,02 мм; по маховику снимают отсчет угла опережения подачи топлива оп.