В современных условиях работы железных дорог, когда пропуск пассажирских поездов существенно влияет на работу сети в целом, необходимо повысить степень обоснованности решений, принимаемых по основным параметрам системы освоения пассажиропотока и в первую очередь по размерам движения пассажирских поездов в графике.
Значительный объем исходной информации о пассажиропотоках, техническом оснащении, нормативно справочной информации в условиях ручного счета приводит к необходимости деления сети железных дорог на отдельные направления и принятию решений, не увязанных по сети в целом. Имеющаяся в настоящее время на железнодорожном транспорте вычислительная техника недостаточно используется для решения задач организации и управления пассажирскими перевозками, хотя нашла эффективное применение при продаже билетов.
В современных условиях повышение эффективности и качества перевозочного процесса в пассажирском движении за счет внутренних резервов транспорта может быть реализовано, если определение важнейших параметров перевозочного процесса осуществлять на твердой расчетной основе. Это находит свое выражение прежде всего в установлении соответствия между величинами пассажиропотоков и числом транспортных средств, используемых для их основания, устанавливаемых планом формирования пассажирских поездов. На план формирования пассажирских поездов оказывают влияние структура и величина пассажиропотока, весовые нормы, скорости движения и режимы движения дальних и местных пассажирских поездов, уровень беспересадочного сообщения и др. Сочетания взаимодействия и взаимосвязь этих факторов, реализованных в расписании движения поездов, в конечном счете определяют выбор пассажирам маршрута и категории поездов.
Количество пассажирских поездов рассчитывается в связи с выбранной композицией. Композицией называется расстановка вагонов в состав в определенной последовательности. Композиция приведена в таблице
Расчет весовых норм поездов дальнего и местного сообщения ведется по двум условиям:
- по условию движения поездов с заданной среднеходовой скоростью на эквивалентном уклоне;
- по условию движения поездов на заданном расчетном уклоне.
Расчетная формула по первому условию имеет вид:
(2)
гдеFк – касательная сила тяги электровоза при заданной ходовой скорости;
Р – вес локомотива, т;
Iэ – эквивалентный уклон на маршруте следования поезда
Vх – среднеходовая скорость
W0`, W0`` - основные удельные сопротивления движению поезда соответственно от локомотивов и вагонов.
W0` = 1,9 + 0,01 х V + 0,0003 V2
W0`` = 1,2 + 0,012 V + 0,0002 V2
Расчетная формула по второму условию:
(3)
гдеFк – касательная сила тяги локомотива при расчетной скорости
Iр – расчетный уклон.
Fк = 0,85 Fк
Fк = 0,85 х 21200 = 18020 кгс
W0` = 1,9 + 0,01 х 65 + 0,0003 х 652 = 3,81 кгс/тс
W0`` = 1,2 + 0,012 х 65 + 0,0002 х 652 = 2,82 кгс/тс
Следовательно, расчет числа вагонов в поезде введем по меньшей рассчитанной массе, т.е. 2050 т по формуле:
(4)
гдеqбр – вес брутто одного вагона, т
Рассчитанные весовые нормы и состав поезда проверяются по длине пассажирских платформ по формуле:
(5)
гдеlпл – длина платформы, м;
lпл – 400 м
lл – длина локомотива, м;
lлок = 17,08 м;
lваг – длина вагона, м;
lваг = 25 м.