Автомобильный транспорт России в силу ряда причин приобретает все большее значение. Автомобили широко используются во всех областях народного хозяйства выполняют значительный объем транспортных работ, а точнее служит для перевозки грузов и пассажиров.
Автомобили имеют широкий спектр применения в различных средах и различных климатических условиях и в связи с этим подвергаются нагрузкам. Поэтому техническое состояние автомобиля как и всякой другой машины в процессе длительной эксплуатации не остается неизменным. Оно ухудшается в следствии изнашивания деталей и механизмов, поломок и других неисправностей, что приводит к понижению эксплуатационных качеств автомобиля.
Основным средством уменьшения изнашивания деталей и механизмов и предотвращения неисправностей автомобиля, т.е. поддержание его в должном техническом состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение технического обслуживания и ремонта, как капитального так и текущего. Техническое состояние так же зависит от условий хранения автомобиля.
Знание всех факторов и закономерностей изменений технического состояния автомобилей позволяет правильно организовать работы по повышению его мощности и долговечности, путем своевременного и высококачественного технического обслуживанию.
Грузовой автомобильный транспорт осуществляет перевозки грузов во всех отраслях народного хозяйства и таким образом непосредственно участвует в производстве материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Основной задачей организации и планирования производства в каждом автотранспортном предприятии является рациональное сочетание и использование всех ресурсов производства с целью выполнения максимальной транспортной работы при перевозке грузов и лучшего обслуживания населения пассажирскими перевозками.
Предприятия автомобильного транспорта по своему назначению подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автотранспортные предприятия являются предприятиями комплексного типа, осуществляющими перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонту подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями.
АТП общего пользования осуществляет перевозку грузов для всех предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности, перевозку пассажиров в автобусах и автомобилях-такси на городских, пригородных и международных маршрутах.
Ведомственные АТП создаются на промышленных, строительных и с/х предприятиях и осуществляют как правило, перевозку грузов, связанную с технологическим процессом.
Трудовые и материальные затраты для поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии значительно и несколько раз превышает затраты на его изготовления. Столь высокие затраты на ТО и ТР связаны с отставанием в производственно-технической базы автомобильного транспорта по темпам роста от парка подвижного состава.
ТО и ремонт подвижного состава следует рассматривать как одно из главных направлений технического процесса при создании и реконструкции ПТБ предприятий автомобильного транспорта. Механизация работ при ТО и ремонте служит материальной основой условий труда, повышение его безопасности, а самое главное, способствует решению задач повышения производительности труда, что особенно важно в условиях рабочей силы.
Основным средством уменьшения интенсивного изнашивания деталей и механизмов и предотвращение отказов агрегатов или узлов автомобиля, поддержание его в технически исправном состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение ТО.
Однако, техническая мысль не стоит на месте и постоянно создает всё более сложные по своему устройству автомобили, обслуживание которых требует огромных усилий. Поэтому перспективным и является внедрение в сферу ТО и ремонта современного оборудования, в том числе и диагностика, а также повышение квалификации обслуживающего персонала, что в свою очередь скажется на качестве выполняемого обслуживания.