Локомотивное депо Гомель одно из крупнейших предприятий Белорусской железной дороги. Коллектив депо успешно решает поставленные перед ним задачи грузовых и пассажирских перевозок, осуществляет техническое обслуживание и технический ремонт локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава.
Рисунок 1.1 - Локомотивное депо Гомель
История предприятия начинается с небольших мастерских, основанных в 1873 году вместе с вводом в эксплуатацию участка Бобруйск – Гомель Либаво – Роменской железной дороги. В ноябре 2003 года Локомотивное депо Гомель отмечало свое 130-летие. За 130 лет Локомотивное депо неоднократно реконструировалось, перевооружалось современной, более мощной техникой и оборудованием, расширялось за счет строительства производственных зданий и помещений. От первых маломощных паровозов до современных комфортабельных дизель - поездов, от керосиновых ламп и тяжелого физического труда до механизации и автоматизации производственных процессов, простейших деревянных счетов и механических арифмометров до компьютеров – такой путь был пройден предприятием за прошедший исторический период.
Дальнейший рост эффективности работы локомотивного депо требует внедрения новейших технических средств и технологий, современного энергосберегающего оборудования. Коллективу депо предстоит решать много вопросов, но приоритетными остаются – выполнение плана по грузовым и пассажирским перевозкам, усовершенствование технологических процессов, улучшение условий труда. Для выполнения перечисленных работ в состав локомотивного депо входят следующие подразделения:
база топлива; дом отдыха локомотивных бригад, прачечная, химчистка; аккумуляторное и электросиловое; топливное; автотормозное; ремонтно-заготовительное; отделение по текущему ремонту тепловозов; ремонтно-хозяйственное; столярно-малярное; отделение по техническому обслуживанию тепловозов (ТО-2, ТО-3) дизель-агрегатное и фильтромоечное; химико-техническая лаборатория; отделение по текущему ремонту и техническому обслуживанию дизель - поездов; электромашинное; КИП, АЛСН и электроаппаратная; котельная депо; отделения подсобного сельского хозяйства; подразделения по эксплуатации подвижного состава, кранов; строительное отделение; аппарат управления.
Основными задачами локомотивного депо являются:
своевременное и качественное удовлетворение потребностей народного хозяйства населения Республики Беларусь в перевозках, выполнения планов перевозок грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пунктах назначения;
обеспечение технически исправного состояния локомотивного парка и устойчивой работы локомотивов в эксплуатации;
производство технического обслуживания и текущих ремонтов;
повышение эффективности хозяйственной деятельности;
обеспечение безопасности движения поездов;
повышение качества обслуживания пассажиров;
охрана окружающей среды от различных вредных техногенных воздействий.
Для осуществления своих задач депо располагает парком современных тепловозов и моторвагонным подвижным составом, ремонтными цехами, мастерскими с оборудованием, складом топлива и экипировочными устройствами.
Локомотивное депо также осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета, обеспечивает достижение в интересах народного хозяйствования наибольших результатов при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов, максимально использует внутрихозяйственные резервы, строго соблюдает режим экономии, внедряет новейшие достижения науки и техники, передового опыта, а также прогрессивные нормы расходования сырья, материалов, топлива, электроэнергии и повышает рентабельность производства.
Основной из задач является укрепление экономического положения за счет сокращения эксплуатационных расходов, затрат на ремонтные работы, экономии топливно-энергетических ресурсов, развития подсобно-вспомогательной деятельности, увеличения доходов. Серьезной задачей также можно считать обновление изношенного оборудования, внедрение новых технологий ремонта подвижного состава.