где R -радиус измерения зазоров, м
Сведения о положении проверяемого вала используем для построения расчетной схемы.
Если ось проверяемого вала смещена вверх, то точка пересечения оси проверяемого вала с плоскостью фланца должна располагаться выше оси базового вала. При положении раскрытия фланцев вверх расстояние между фланцами вверху должно быть больше, чем внизу.
Положение раскрытия фланцев - вверх.
Для устранения чистого смещения проверяемого вала необходимо оба подшипника опустить на δ1. Но так, как в данном случае есть и смещение, и излом, то их следует учитывать совместно.
С целью упрощения расчетов разделим процесс подцентровки проверяемого вала на два этапа.
С начала устраним излом проверяемого вала относительно базового.
Причем за центр разворота вала примем точку 0 – центр фланца проверяемого вала. Значения величины перемещений подшипников вала: кормового X и носового Y можно определить из подобия треугольников1 и 2, 1 и 3 соответственно.
где U – абсолютное значение излома, мм.
φ – излом проверяемого вала, мм/м.
тогда
X = l1φ1 Y = l2φ1
где l1 и l2 – расстояние от фланца до кормового и носового подшипников.
Теперь проверяемый вал занимает положение параллельное базовому, но его ось смещена на δ1.
Для полного устранения излома и смещения поверяемого вала следует оба подшипника сместить на величину δ1.
Окончательно имеем, для центровки проверяемого вала относительно базового кормовой подшипник следует переместить на величину x-δ1, носовой на y-δ1.
Центровкой добиваются такого положения валов, при котором выполняются следующие условия:
δ≤/δ/мм; φ≤/φ/ мм/м.
где /δ/ и /φ/ - допустимые значения смещения и излома для конкретного валопровода.
Для расчета допускаемых значений расцентровок при схеме валопровода, изображенного на рисунке,
Рис 6.3 Принципиальная схема валопровода. используется зависимость:
Пологая в уравнении φ=0, определяем δmax,
δmax= мм при δ=0 рассчитывается φmax.
φmax= мм/м
По полученным значениям δmax и φmax строим номограмму допускаемых значений расцентровок валопровода на плаву при центровке валопровода судна на стапеле или в доке расчетные значения допусков уменьшаются в 2 раза.
Рис 6.4 Номограмма допустимых значений расцентровок валопровода. 1 – допустимые значения расцентровок валопровода на плаву. 2 – допустимые значения расцентровок валопровода на стапеле или в доке.
Допускаемый излом для данного валопровода составляет 0,3-0,7 мм/м, расхождение шеек коленчатого вала у 6 цилиндра при этом не должно превышать 0,06мм, у остальных цилиндров – 0,03 мм.