Рис. 6.3. Зависимость хода поршня, скорости и ускорения от угла поворота коленчатого вала.
Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма заключается в определении суммарных сил и моментов, возникающих от давления газов и сил инерции. По этим силам рассчитывают основные детали на прочность и износ, а также определяют неравномерность крутящего момента и степень неравномерности хода двигателя. Во время работы двигателя на детали кривошипно-шатунного механизма действуют силы давления газов в цилиндре, силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс, центробежные силы, давление на поршень со стороны картера (приблизительно равное атмосферному давлению) и силы тяжести (не учитывают).
Силы давления газов
Силы давления газов, действующие на площадь поршня, для упрощения динамического расчета заменяют одной силой, направленной по оси цилиндра и приложенной к оси поршневого пальца. Ее определяют для каждого момента времени (угла α) по действительной индикаторной диаграмме, снятой с двигателя, или по индикаторной диаграмме, построенной на основании теплового расчета (обычно для номинальной мощности и соответствующей ей частоты вращения коленчатого вала).
Сила давления (МН) газов на поршень:
,
где P – давление газов в цилиндре, МПа [из теплового расчета];
Р0 – атмосферное давление, P0 = 0,1013 МПа.
Результаты сведены в таблицу 6.2.
Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма
По характеру движения массы деталей кривошипно-шатунного механизма можно разделить на движущиеся возвратно-поступательно (поршневая группа и верхняя головка шатуна); совершающие вращательное движение (коленчатый вал и нижняя головка шатуна) и совершающие сложное плоскопараллельное движение (стержень шатуна). Для упрощения динамического расчета действительный кривошипно-шатунный механизм заменяется динамически эквивалентной системой сосредоточенных масс.
Рис. 6.4. К разноске масс шатунного механизма звездообразного двигателя.
Зададим расстояния c и d (см. рис. 6.4), также расстояние от центра тяжести шатуна до оси кривошипной головки - a:
c=d=0,13, м; a = 0,0436, м
Для дизельных звездообразных двигателей конструктивная масса шатуна:
m’ш=mш/Fп=250…400 кг/м2, примем m’ш=350 кг/м2.
Конструктивная масса поршня:
m’п=mп/Fп=150…300 кг/м2, примем m’п=310 кг/м2.
В массу поршневого комплекта входит масса поршня, поршневых колец, поршневого пальца.
Масса главного шатуна и поршня (вместе с массой колец и пальца):
= 350∙0,01227 = 4,295 кг
= 310∙0,01227 = 3,804 кг
Дополнительно задаем массу, радиус проушины и длину для прицепного шатуна:
, кг
, принимаем , м
, м
где β1 = 13º18’
Конструктивная масса коленчатого вала:
m’к.в.=mк.в./Fп=200…400 кг/м2, примем m’к.в.=300
Масса неуравновешенных частей одного колена:
mк= m’к∙ Fп=300∙0,01227=3,682 кг
Масса шатуна, сосредоточенного на оси поршневого пальца:
mшп=0,275 mш= 0,275∙4,295=1,181 кг.
Масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа: