Эффективность и надежность систем перекачки зависят от степени ответственности людей, которым поручено проведение этих работ. Даже малейшая оплошность может привести к переливу и растеканию нефтепродуктов по судну, терминалу или по поверхности воды либо по всем трем районам одновременно. когти для лазания по столбам
Расширение груза. Еще одной причиной перелива груза может быть его расширение вследствие повышения температуры. Для контроля за правильным уровнем наполнения цистерн судна, следующего в районы с более теплым климатом, существуют специальные таблицы.
Опасности в насосном отделении. Насосное отделение, где возможно скопление паров нефтепродуктов, — один из самых взрывоопасных районов на танкере. Для эффективного удаления этих паров во время погрузки и выгрузки в насосных отделениях должны постоянно работать системы вентиляции. Необходимо помнить о такой мере предосторожности при входе в насосное отделение, как обязательная проверка работы системы вентиляции. Ремонтные работы в насосных отделениях допускаются только в исключительных случаях. Не следует забывать, что правильное и своевременное техническое обслуживание исключает необходимость ремонта и предупреждает скопление паров в результате утечек в трубопроводах и сальниках насосов. Использование оборудования, при работе которого возможно искрообразование, не допускается, так как возможно воспламенение скопившихся паров. К этому оборудованию относятся искрообразующие инструменты, неоодобренные для применения на судах, электрооборудование и прожекторы. В льялах недопустимо скопление воспламеняющихся веществ. Причиной несчастья может стать и курение в насосных отделениях.
Статическое электричество. Статическое электричество может и не стать причиной пожара, однако оно очень опасно, поэтому следует принять необходимые меры предосторожности против его образования. Во время погрузо-разгрузочных работ между судном и береговой емкостью обычно предусматривается электрическое соединение, обеспечивающее надежное заземление. Существует несколько способов такого соединения. Перед присоединением грузовых шлангов ответственные лица должны убедиться в его наличии, а также проверить правильность его выполнения.
При движении некоторых грузов, таких как керосиновые топлива для реактивных двигателей и дистилляты, возможно образование статического электричества, а вода, находящаяся в суспензии в этих нефтепродуктах, повышает возможность его образования. Для уменьшения этой опасности грузовые операции надо начинать с очень низкой скоростью, при которой вода оседает на дно грузового танка. Во время грузовых операций с грузами, склонными к образованию статического электричества, не следует пользоваться стальными футштоками и металлическими пробоотборниками. Применять только неэлектропроводные устройства нужно до тех пор, пока не пройдет 30 мин после заполнения танка доверху. Этого времени достаточно для оседания воды и рассеивания статического электричества.
При разбрызгивании или распылении нефтепродукты получают заряд статического электричества, поэтому не допускается их подача открытым шлангом.
Открытое пламя и искры. Возгорание воспламеняющихся паров от открытого пламени или искры — ярко выраженная опасность возникновения пожара во время погрузо-разгрузочных работ, Источниками пламени и искр могут быть: курение и спички, пожары в котлах и на камбузах, судовое радиооборудование, сварка и резка, работающие механизмы, электрооборудование в жилых помещениях, неодобренные прожекторы и другое переносное оборудование, абразивная обработка черных металлов.