Обострение политических и социально-экономических проблем, появление обширных зон конфликтных ситуаций, терроризм, захваты заложников, криминализация общества – всё это коснулось РФ после распада СССР. Непосредственным объектом актов террористического воздействия оказался воздушный транспорт, аккумулирующий гигантские денежные и материальные ресурсы, играющий особую роль в деле поддержания нормальной жизнедеятельности любого государства. Любой инцидент на воздушном транспорте вызывает огромный резонанс в обществе. Попытки захвата и захваты ВС, угрозы и взрывы в аэропортах, иные АНВ (акты незаконного вмешательства) в деятельность ГА, серьёзно осложняют обстановку на воздушном транспорте, подрывают веру людей в безопасность, влекут тяжелые моральные, экономические и даже политические последствия, наносят ущерб национальным интересам.
Авиационная безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
В соответствии с Конвенцией о международной организации гражданской авиации (ИКАО) государство несет ответственность за разработку законодательства, регулирующего деятельность гражданской авиации, её защиту от актов незаконного вмешательства и организацию системы надзора и контроля за выполнением установленных требований обеспечения авиационной безопасности. Основным методом, посредством которого государство через специально уполномоченный орган в области гражданской авиации может осуществлять необходимый контроль за деятельностью аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов, является их сертификация и выдача Сертификата соответствия.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов, а также специально уполномоченным органом, наделённым этим правом федеральным законом.
Авиационная безопасность обеспечивается посредством:
1. предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома
2. охраны ВС на стоянках в целях исключения возможности проникновения на ВС посторонних лиц
3. исключения возможности незаконного провоза на ВС оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза
4. предполётного досмотра
5. реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов
Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещённые к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членам экипажа ВС или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством РФ. Сотрудникам служб авиационной безопасности разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполётному досмотру подлежат ВС, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.
Предполётный досмотр членов экипажа, ВС и обслуживающего персонала проводится в целях предотвращения провоза предметов, запрещённых к перевозке воздушным транспортом.
Персонал пропускается в контролируемую зону аэропорта через пункты досмотра с использованием технических средств. Досмотр членов экипажа ВС производится отдельно от пассажиров. По прохождении досмотра ставится штамп в задании на полёт на лицевой стороне с правой стороны от фамилии члена экипажа.