Состав затрат, включаемых в себестоимость при формировании договорных тарифов, определяется в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
В условиях развития рыночных отношений в транспортной деятельности при установлении договорных тарифов необходимо учитывать сложившийся уровень цен на аналогичные услуги у возможных конкурентов, а также финансовые возможности грузоотправителей и грузополучателей. Поэтому в ряде случаев размер договорного тарифа целесообразно снизить по сравнению с его максимально допустимым уровнем, чтобы обеспечить наибольший объем заказов, доходов и прибыли.
Работа по регулированию договорных тарифов должна проводиться одновременно с изучением транспортного рынка, платежеспособного спроса на предлагаемые работы и услуги, с выделением тех сегментов, где имеет место или может возникнуть конкуренция с другими предприятиями. При этом крайне важно правильно определить тенденции в развитии конкурентных предприятий и возможное их влияние на конъюнктуру рынка для конкретного вида транспортных услуг.
Формирование договорных цен на виды дополнительных услуг предусматривает учёт специфики технологии выполнения услуги и особенностей рыночного ценообразования:
Ц дог = С+П+Н
где С - себестоимость выполнения дополнительной услуги,
П - прибыль, включаемая в цену,
Н - налоги, предусматриваемые действующей системой налогообложения на реализуемую продукцию (НДС и налог с продаж для данного вида услуг
Величина себестоимости, включаемая в договорную цену, зависит от технологии услуги и видов дополнительных работ по обслуживанию грузовладельцев. Она состоит:
Сдог =Сосн+Сн
где Сдог- себестоимость договорных услуг или работ,
Сосн - себестоимость, учитывающая основные (прямые) расходы на её выполнение в соответствии с технологией,
Сн - себестоимость в части накладных расходов.
Накладные расходы по договорным услугам - это общепроизводственные и общехозяйственные затраты, связанные с выполнением дополнительных работ.
Как правило, размер этих расходов (процентная ставка к основным расходам) устанавливается на уровне соотношения этих групп затрат в общих текущих расходах дистанций погрузочно-разгрузочных работ, выполняющих дополнительные услуги грузовладельцам.
При определении себестоимости услуг в части основных расходов (Сосн), в соответствии с классификацией этих услуг, можно выделить три группы методически взаимосвязанных основ их построения:
- услуги, требующие только трудозатрат исполнителей. В этом случае себестоимость в части основных расходов определяется:
Сосн1=∑З час * ton * (1+kсоц)
где Зчас- часовая заработная плата исполнителя, которая учитывает не только тарифную ставку или оклад исполнителя, но и все виды доплат и надбавок, получаемые им, руб./час;
ton -затраты времени на выполнение операции, час;
kсоц - коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды по принятой на предприятии ставки единого социального налога;
i - группы исполнителей, занятые в выполнении услуги.
- услуги, требующие затрат труда и дополнительных материальных ресурсов. Себестоимость в части основных расходов должна учитывать:
Cосн2=Сосн1+∑Сматj*Nonj