Пусковая установка 9П71 оперативно-тактического комплекса 9К714 "Ока". 1983 год
Транспортно-заряжающая машина 9Т230 комплекса "Ока" на шасси БАЗ-6944.1986 год
По своим революционным техническим решениям ОТРК "Ока" не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением превосходства над Западом. Но вскоре после его создания в стране разразилась перестройка.7 декабря 1987 года первый и последний советский президент М.С. Горбачев в условиях показного дружелюбия и открытости подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации РСМД, в целом сокращавший для Советского Союза угрозу американских средств передового базирования. В его первоначальный вариант комплекс "Ока" не входил, так как не соответствовал критериям Договора и не должен был попасть под сокращение. Однако специалисты США и НАТО откровенно боялись новых ракетных систем, разработка которых в США потребовала бы вложения сотен миллиардов долларов. Используя слабую осведомленность высшего советского руководителя в военных делах и его самоотверженное желание угодить Западу, в последний момент комплекс "Ока" по настойчивой инициативе США внесли в текст соглашения. Нашему бывшему президенту оставалось только доставить очередное удовольствие американцам и "подмахнуть" Договор, не согласованный со своими советниками и специалистами. В военных кругах СССР столь опрометчивый поступок Горбачева вызвал шок, и до сих пор в личном общении бывшие советские офицеры оценивают это событие как изысканное предательство, добавляя к нему прочие более хлесткие непечатные выражения. В 1988 - 1989 годах в нашей стране были уничтожены 102 пусковые установки и более 200 ракет системы "Ока", а с ними - практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах они оставались на вооружении до 2003 года.
Еще в 1982 году, параллельно с внедрением системы "Ока", началась разработка фронтового ОТРК "Ока-М" для монтажа на новый 13-тонный плавающий автомобиль БАЗ-69441 с герметичным водоизмещающим корпусом. Вместе с ним проектировался также вариант "Ока-У" на сходном неплавающем шасси БАЗ-69481. Разработкой шасси 69441 занимался ведущий конструктор С.Н. Шалавасов под руководством нового главного конструктора Ю.И. Мосина.
По общей концепции автомобиль не отличался от предшественника 6944, но относился уже к первой серии третьего поколения "Основа-1" и потому вновь получил двухмоторную компоновку с двумя потоками мощности на колеса и на водометы. На нем устанавливали два дизельных двигателя КамАЗ-740 мощностью по 210 л. с., две коробки передач и уже известную цепочку бортовых систем.
Вторым нововведением стала вспомогательная рама лестничного типа из профилей Z-образного сечения с поперечинами, вваренная в основание корпуса. К ней крепили передние и задние буксирные приспособления и швартовочные скобы. В комплектацию машины вошла автоматическая система пожаротушения "Роса-2".
Опытное 13-тонное плавающее шасси БАЗ-69441 для ракетного комплекса "Ока-М". 1987 год
Снаряженная масса шасси 69441 возросла до 18,0 т, полная достигала 31,4 т. Габаритные размеры составили 12 000x3130x3100 мм, радиус поворота на суше увеличился до 13,5 м. Скорость передвижения на шоссе осталась прежней (70 км/ч), средняя скорость на плаву - 9,0 км/ч с максимумом до 9,7 км/ч. Контрольный расход топлива - 60 л на 100 км, эксплуатационный - до 200 л. С увеличением собственной массы запас хода снизился до 967 км.