Варианты шасси серии 69501
Первое базовое шасси БАЗ-69501 появилось в убийственные для советского ВПК времена перестройки, что свело на нет все перспективы его дальнейшего применения в Советской Армии и до минимума сократило создание военных вариантов. Все они появились уже в 1990-е годы в опытных образцах и представляли собой как менее грузоподъемное шасси 69502 с металлической кабиной, так и принципиально новый одномоторный вариант 69506, послуживший идейной основой будущих армейских машин БАЗ. С другой стороны, к концу 1980-х годов в программе Брянского завода стали превалировать народнохозяйственные или коммерческие версии четырехосной военной автотехники, за счет которых предприятие старалось не просто выжить, а остаться в ряду важнейших поставщиков наиболее совершенных полноприводных автомобилей. Некоторые из них тоже находили применение в военном деле.
БАЗ-69502 (1990 - 1991 гг.) - опытный образец специального длиннобазного бортового шасси грузоподъемностью 13,3 т, унифицированного с шасси 69501 и предназначенного для монтажа тяжелого оборудования и вооружения. Эта была последняя новая армейская машина, которая подвела черту под советским периодом деятельности СКБ БАЗ. Ее разработали в 1990 году под руководством В.П. Трусова в рамках семейства "Основа-1" ("Вощина"). При сохранении всех агрегатов своего предшественника она впервые получила принципиально новую закрытую 4-местную каркасно-металлическую кабину с повышенной стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, задним наклоном трех лобовых стекол, боковыми лестницами и двумя люками в крыше для посадки экипажа (вместо боковых дверей). Вторым отличием являлась удлиненная до 7000 мм колесная база (1500+4000+1500 мм), что привело к увеличению всех весовых и размерных параметров. Снаряженная масса возросла до 18,5 т, полная - до 32,2 т, дорожный просвет - 470 мм, радиус поворота - 15,0 м. Габаритные размеры составили 11 300x3080x3050 мм. По сравнению с машиной 69501 длина переднего свеса увеличилась с 2760 до 3025 мм. При этом монтажная длина рамы, скорость, расход топлива и все остальные эксплуатационные данные остались неизменными. Еще в процессе проектирования это шасси планировалось использовать как сухопутный вариант пусковой установки ОТРК "Ока", а после принятия решения об его уничтожении на нем предполагалось смонтировать СПУ и ТЗМ новой оперативно-тактической системы 9К720 "Искандер". С крушением СССР все эти планы развалились.
Удлиненное шасси БАЗ-69502 с металлической кабиной и входными люками на крыше. 1990 год
БАЗ-69506 (1994 - 1995 гг.) - опытное специальное сухопутное бортовое шасси грузоподъемностью 14,0 т для монтажа вооружения и военной техники. Также было построено под руководством Трусова, но относилось уже к последней второй серии семейства "Основа-1". Его появление в явно не подходящий момент демократических преобразований было связано с поиском будущей перспективной замены машине БАЗ-69501 с двумя камскими моторами. После разрушительного пожара на моторном отделении КамАЗа поставки силовых агрегатов прекратились, поэтому в Брянске вновь решили вернуться на много лет назад, когда на шасси БАЗ-135МБ монтировали один ярославский дизель. Так автомобиль БАЗ-69506 с прежней стеклопластиковой кабиной получил 300-сильный двигатель ЯМЗ-238Н с турбонаддувом и новым предпусковым подогревателем ПЖД-30 (26 тыс. ккал/ч), одну 8-ступенчатую коробку передач и раздаточную с симметричным дифференциалом и двухступенчатым редуктором отбора мощности на вспомогательное оборудование. Максимальная скорость машины по шоссе снизилась до 60 км/ч. При использовании более экономичного силового агрегата контрольный расход сократился до 56 л на 100 км, а запас хода возрос до 1036 км. Все остальные узлы и параметры сохранились от базовой модели 69501. Автомобиль 69502 прошел цикл военных испытаний, но практически не использовался.