Рентабельность является показателем финансовой деятельности, характеризующим эффективность производства, комплексно отражающим степень использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рентабельность (коэффициент окупаемости затрат) характеризует способность предприятия самостоятельно покрывать свои расходы прибылью. Для того чтобы обеспечить рост рентабельности необходимо увеличивать объем перевозок, что вызовет рост прибыли, а, следовательно, и рентабельности.
Этот показатель определяется отношением прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Проанализируем динамику структуры рентабельности локомотивного депо за период с 2007 по 2011 год.
Таблица 1. 22– Динамика рентабельности локомотивного депо Гомель за период с 2007 г. по 2011 г.
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Рентабельность от перевозок, млн. руб. |
5,6 |
8,1 |
17,2 |
5,1 |
4,8 | ||
Рентабельность от ИВД млн. руб |
12 |
6,1 |
6,9 |
13,7 |
18,8 | ||
Индекс |
1,249 |
1,579 |
1,118 |
1,834 |
1 | ||
Рентабельность от перевозок, млн. руб. |
18,1 |
16,6 |
31,5 |
5,1 |
4,8 | ||
Рентабельность от ИВД млн. руб |
38,9 |
12,5 |
12,7 |
13,7 |
18,8 | ||
Абсолютный прирост |
по перевозкам |
по цепной схеме |
- |
-1,5 |
14,9 |
-26,4 |
-0,3 |
по базисной схеме |
- |
-1,5 |
13,4 |
-13 |
-13,3 | ||
по ПВД |
по цепной схеме |
- |
-26,4 |
0,2 |
1 |
5,1 | |
по базисной схеме |
- |
-26,4 |
-26,2 |
-25,2 |
-20,1 | ||
Темп роста, % |
по перевозкам |
по цепной схеме |
100 |
91,7 |
189,8 |
16,2 |
94,1 |
по базисной схеме |
100 |
91,7 |
174,0 |
28,2 |
26,5 | ||
по ПВД |
по цепной схеме |
100 |
32,1 |
101,6 |
107,9 |
137,2 | |
по базисной схеме |
100 |
32,1 |
32,6 |
35,2 |
48,3 |