Представим структуру эксплуатационных расходов локомотивного депо диаграммой
Рисунок 1.22 – Структура эксплуатационных расходов за 2010 год
Рисунок 1.23 – Структура эксплуатационных расходов за 2011 год
Из таблицы 1.19 и рисунков 1.22 и 1.23 очевидно, что наибольшую долю в структуре эксплуатационных расходов за 2010 год занимали расходы на топливо и ФОТ соответственно 42,0% и 22,6%, в 2011 году это затраты на оплату труда и топливо– 20,9 и 50,9%. Наименьшую долю занимают расходы на электроэнергию 0,5% в 2011году.
В отношении 2011 года к 2010 году сумма эксплуатационных расходов возросла на 906 млн. руб.
Рост эксплуатационных расходов за год вызван:
- повышением заработной платы:
- повышение отчислений от ФОТ в результате роста заработной платы;
- увеличением расхода электроэнергии:
- увеличение объема работы по электротяге в грузовом движении;
- увеличение расхода по независящим от депо причинам;
- увеличение среднего веса поезда.
- ростом амортизационных отчислений.
Анализ прибыли и уровня рентабельности Локомотивного депо Гомель
Прибыль локомотивного депо – главный результат ее производственно-хозяйственной деятельности и источник удовлетворения его потребностей. Она представляет собой чистый доход предприятия. Для депо – это разность между ее доходами и эксплуатационными расходами. В процессе анализа результатов работы применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества, валовая (балансовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль (прибыль, остающаяся дистанции), прибыль от внереализационной деятельности предприятия.
Локомотивное депо Гомель получает прибыль от перевозок, осуществляемых Гомельским отделением Белорусской железной дороги и распределяемая в соответствие с результатом выполнения плана эксплуатационных расходов, объема работы, программы ремонта технических средств, уплаты налогов и расходов на цели потребления, подсобно-вспомогательной и прочей деятельности, а также экономии от сокращения расходов.
Прибыль используется на цели, предусмотренные в годовом финансовом плане: централизованные платежи в бюджет и вышестоящие организации, покрытие плановых затрат, образование резервов и отчисления в фонды экономического стимулирования.
Различают балансовую и расчетную прибыль. Балансовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации услуг, основных производственных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на суму расходов по этим операциям. Предприятие может увеличить прибыль, если оно перевыполняет план, улучшить технико-экономические показатели использования основных фондов и оборотных средств и снизить себестоимость продукции.
Расчетная прибыль меньше балансовой на сумму платы за производственные фонды и нормируемые оборотные средства, выплаты процентов банку за полученные кредиты. Расчетная прибыль служит для образования фондов экономического стимулирования.
Прибыль и рассчитываемая на ее основе рентабельность железнодорожных перевозок являются важными показателями эффективности хозяйственной деятельности железных дорог.
Проведем анализ динамики и структуры Локомотивного депо Гомель за период 2007 – 2011 годов.
Таблица 1.20 – Динамика прибыли локомотивного депо Гомель за период с 2007 г. по 2011 г., млн. руб.
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Прибыль от перевозок, млн. руб. |
3949 |
6729 |
15767 |
1557 |
8228 | ||
Прибыль от ИВД млн. руб |
88 |
37 |
69 |
87 |
77 | ||
Индекс |
1,249 |
1,579 |
1,118 |
1,834 |
1 | ||
Прибыль от перевозок, млн. руб. |
12785,3 |
13797,2 |
28916,7 |
1557 |
8228 | ||
Прибыль от ИВД млн. руб |
284,9 |
75,9 |
126,5 |
87 |
77 | ||
Абсолютный прирост |
по перевозкам |
по цепной схеме |
- |
1011,9 |
15119,5 |
-27359,7 |
6671 |
по базисной схеме |
- |
1011,9 |
16131,4 |
-11228,3 |
-4557,3 | ||
по ПВД |
по цепной схеме |
- |
-209 |
50,6 |
-39,5 |
-10 | |
по базисной схеме |
- |
-209 |
-158,4 |
-197,9 |
-207,9 | ||
Темп роста, % |
по перевозкам |
по цепной схеме |
100 |
107,9 |
209,6 |
5,4 |
528,5 |
по базисной схеме |
100 |
107,9 |
226,2 |
12,2 |
64,4 | ||
по ПВД |
по цепной схеме |
100 |
26,6 |
166,7 |
68,8 |
88,5 | |
по базисной схеме |
100 |
26,6 |
44,4 |
30,5 |
27,0 |