Текущие затраты железных дорог на перевозку грузов, пассажиров, багажа и почты называют эксплуатационными расходами. Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость – один из важнейших показателей коммерческой деятельности предприятия.
Они состоят из стоимости, используемой на производстве продукции, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных расходов.
Расходы Белорусской железной дороги планируются и учитываются в соответствии с номенклатурой расходов основной деятельности, представляющей собой перечень статей расходов по определенной системе. В соответствии с номенклатурой учет и планирование расходов ведется по двум видам деятельности: эксплуатационной (перевозочной) и подсобно-вспомогательной.
Проведем анализ динамики и структуры расходов Локомотивного депо за период с 2007 по 2011 год с учетом приведения данных в сопоставимый вид
Таблица 1.17 – Динамика расходов в локомотивном депо Гомель за период с 2007 г. по 2011 г., млн. руб.
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Доходы от перевозок, млн. руб. |
70471 |
83477 |
91861 |
11415 |
16985 | ||
Доходы от ИВД млн. руб |
734 |
602 |
1037 |
636 |
377 | ||
Индекс |
1,249 |
1,579 |
1,118 |
1,834 |
1 | ||
Доходы от перевозок, млн. руб. |
228156,9 |
171162,2 |
168473,1 |
11415 |
16985 | ||
Доходы от ИВД млн. руб |
2376,4 |
1234,3 |
1901,9 |
636 |
377 | ||
Абсолютный прирост |
по перевозкам |
по цепной схеме |
- |
-56994,7 |
-2689,1 |
-157058,1 |
5570 |
по базисной схеме |
- |
-56994,7 |
-59683,8 |
-216741,9 |
-211171,9 | ||
по ПВД |
по цепной схеме |
- |
-1142,1 |
667,6 |
-1265,9 |
-259 | |
по базисной схеме |
- |
-1142,1 |
-474,5 |
-1740,4 |
-1999,4 | ||
Темп роста, % |
по перевозкам |
по цепной схеме |
100 |
75,0 |
98,4 |
6,8 |
148,8 |
по базисной схеме |
100 |
75,0 |
73,8 |
5,0 |
7,4 | ||
по ПВД |
по цепной схеме |
100 |
51,9 |
154,1 |
33,4 |
59,3 | |
по базисной схеме |
100 |
51,9 |
80,0 |
26,8 |
15,9 |