Технические и эксплуатационные характеристики судна позволяют составить о нем общее представление, оценить возможности его применения на перевозках тех или иных грузов, провести нормирование отдельных операций транспортного процесса, а также решить задачи эффективного использования флота. К основным техническим характеристикам транспортного судна относятся водоизмещение и линейные размерения. К числу эксплуатационных характеристик транспортных судов относятся грузоподъемность, грузовместимость, полезная площадь палубы, мощность и скорость. Также относятся к числу эксплуатационных характеристик транспортных судов их грузовые, скоростные, ходовые и тяговые характеристики, которые используют для технического нормирования флота.
При этом грузовые и скоростные характеристики применяют для грузовых самоходных судов, грузовые и ходовые – для несамоходных судов, а тяговые – для буксирных судов [8].
Все эксплуатационные показатели по содержанию объединяют в четыре группы: показатели нагрузки (по отправлению, по пробегу и коэффициент использования грузоподъемности); показатели скорости (техническая, путевая скорость судна или состава); показатели времени (средняя продолжительность оборота судна с выделением, в том числе продолжительности отдельных операций и коэффициент использования времени на ход с грузом); показатели производительности (производительность 1 т грузоподъемности грузового судна, единицы мощности тягового средства). Эксплуатационные показатели нагрузки, скорости, времени принято называть элементными показателями, так как каждый из них характеризует лишь одну из сторон использования транспортного флота. Комплексным показателем, обобщающим влияние всех элементных показателей на качество использования транспортного флота и позволяющим однозначно оценить производственный результат усилий, направленных на организацию эффективной работы флота, является показатель – валовая производительность. Валовая производительность флота определяет объем транспортной работы, приходящейся на 1 т его грузоподъемности (единицу мощности) в среднем за сутки эксплуатационного периода, т.е. за валовые сутки. Общие показатели по перевозке нефтеналивных грузов по отдельным типам судов представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Эксплуатационные показатели работы флота на нефтеналивных перевозках
Показатель |
Самоходные суда |
Несамоходные суда |
Буксирный флот | |||||||||||||||
2007г |
2008г |
2009г |
2007г |
2008г |
2009г |
2007г |
2008г |
2009г | ||||||||||
Перевозки всего, тыс.т |
50,2 |
43,6 |
36,5 |
75,2 |
79,0 |
68,6 |
- |
- |
- | |||||||||
Грузооборот, млн. ткм |
99,6 |
86,6 |
72,5 |
149,3 |
156,8 |
136,1 |
- |
- |
- | |||||||||
Валовая производительность, ткм на т-тнж в сутки ткм на 1 л.с. в сутки |
116 - |
109 - |
106 - |
64 - |
66 - |
62 - |
- 266 |
- 266 |
- 264 | |||||||||
Нагрузка на 1 т тнж (1 л.с.) |
0,98 |
0,93 |
0,94 |
0,92 |
0,89 |
0,95 |
2,79 |
3,20 |
2,97 | |||||||||
Скорость с грузом за оборот, км-сут. |
413 |
410 |
379 |
238 |
244 |
236 |
238 |
244 |
236 | |||||||||
Пробег с грузом за оборот, км |
1972 |
1970 |
1974 |
1934 |
1945 |
1950 |
872 |
996 |
816 | |||||||||
2007г |
2008г |
2009г |
2007г |
2008г |
2009г |
2007г |
2008г |
2009г | ||||||||||
Продолжительность оборота, сут. в т. ч. в ходу, всего с грузом порожнем |
13,7 8,8 3,9 4,9 |
13,7 8,9 3,8 5,1 |
15,9 10,4 4,7 5,7 |
25,0 16,7 7,4 9,2 |
24,4 17,6 7,4 10,2 |
27,8 19,0 7,7 11,3 |
9,2 6,0 3,6 2,4 |
12,0 7,1 4,2 2,9 |
9,2 6,1 3,4 2,7 | |||||||||