Э тм = В х * t х + В ст * t ст
где В х , В ст – расходы на топливо и смазку для судна за сутки хода и стоянок, руб./ сут.;
t х , t ст – ходовое и стояночное время за эксплуатационный период, сут.
Расход на топливо и смазку по судну за сутки хода определяется по выражению:
В х = 24 * N (д с * С m + д m * С м) * к всп,10 6
где N – суммарная мощность главных двигателей судна, кВт;
д с, д m – удельный эффективный расход топлива и масла, зависящий от марки двигателя, г / кВт-час;
С m, С м – оптовая цена на топливо и масло, руб. / т;
к всп – коэффициент, учитывающий расход топлива и масла на вспомогательные двигатели и котлы. В зависимости от наличия таких двигателей и котлов.
7. Расходы на текущий ремонт судна.
Определить можно по укрупненному нормативу в процентах от его строительной стоимости:
Э рем = (в рем /100) * К с,
где в рем – средний укрупненный норматив на текущий ремонт рассматриваемого типа судна в процентах от его стоимости.
8. Прочие прямые расходы определяются в доле от суммы основных расходов по формуле:
Э пр = К пр * Σ Э i
где К пр – доля прочих прямых расходов; 0,05.
9. Распределяемые расходы выделяются на содержание цехов технической эксплуатации флота, рейдового и служебно-вспомогательного флота, связи и аппарата управления. Рассчитываются в доле от всех прямых затрат; 0,22;
Э рсп = К рсп * ∑ Э i
где К рсп – доля распределяемых расходов;
∑ Э i – прямые эксплуатационные расходы по судну с учетом расходов на топливо и прочих затрат, руб.
Все расчеты приведены в таблице 6, динамика эксплуатационных расходов одного судна отражена на рисунке 2.
Для расчетов экономических показателей определяем сначала потребность во флоте путем деления осваиваемого грузооборота на провозную способность одного судна:
nc=(G*L)/Ai
где Ai – провозная способность одного судна в навигацию;
G*L – грузооборот, т/км.
Под провозной способностью флота понимается максимальное количество груза в тоннах (или максимальный грузооборот в тонно-километрах), которое может перевезти (выполнить) флот за расчетный промежуток времени при определенных характеристиках судов, портов, пути и принятой организации перевозок и движения флота, определяется:
А i = Q с * t э * Р с
где Q с – грузоподъемность судна, т.;
t э- эксплуатационный период, сут.;
Р с – валовая производительность, т км /сут.
После определения потребности во флоте для перевозки данного объема груза, определяем эксплуатационные расходы:
Э = Э i * n с
где Э i - эксплуатационные расходы по содержанию одного судна, руб.;
n с – количество судов.
Затем определяем капитальные вложения по выражению:
К i = к с * n с
где к с – строительная стоимость судна, руб.;
n с – количество судов.
Себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат предприятий на производство и реализацию единицы продукции. Так как продукцией транспорта является перевозка грузов и пассажиров, физической мерой транспортной продукции принято считать грузооборот, выраженный в тонно-километрах. Следовательно, себестоимость перевозок измеряется как отношение расходов на перевозку, которое несет транспортное предприятие, к объему продукции:
S = Э / G
где Э – эксплуатационные расходы на содержание судна (состава), руб.;
G – объем продукции, т.
Себестоимость перевозок является одним из важнейших качественных показателей работы транспортного предприятия, так как она складывается под влиянием факторов определяющих как финансовую сторону деятельности предприятия (расходы), так и производственную (грузооборот). Доходы являются основным источником финансовых ресурсов пароходства. Из доходов пароходство возмещает затраты на заработную плату, топливо и материалы, на ремонт флота, перечисляет средства на образование амортизационного фонда, осуществляет платежи в бюджет и другие расходы. Доходы от перевозок рекомендуется определять по договорной цене с учетом норматива предельной рентабельности по издержкам по следующему выражению: