Д тр = Ц дог * G
где Ц дог = 1, 35 * S договорная цена (тариф) за перевозку грузов, руб. т.;
S - расчетная себестоимость по варианту доставки, руб. /т.;
1, 35 – норматив предельной рентабельности по издержкам.
Цена, как денежное выражение стоимости, является важнейшей экономической категорией, означающей количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного набора товаров составляет его стоимость. Уровень цен определяет рентабельность предприятия, ее жизнеспособность, финансовую устойчивость. Услуги транспорта оплачиваются грузовладельцами (клиентами) в основном по договорным ценам и тарифам.
Фондоотдача является сводным показателем использования основных производственных фондов. Рассчитывают фондоотдачу как отношение годового объема продукции на среднегодовую стоимость основных производственных фондов предприятия, которые применялись в процессе производства этой продукции. При этом объем произведенной продукции может исчисляться в натуральном и стоимостном выражении. Фондоотдача на перевозках в стоимостном выражении определяется так:
ƒ отд = Д / К i
где Д – доходы от перевозок и прочих работ, выполненных транспортным флотом, руб.;
К i - стоимость основных производственных фондов, использованных на перевозках, руб.
Наряду с показателем фондоотдачи, применяют показатель фондоемкости продукции, который характеризует, сколько фондов (по стоимости) приходится на единицу продукции, и является обратным по отношению к фондоотдаче:
ƒ ем = К i / Д
где К i - стоимость основных производственных фондов, использованных на перевозках, руб.;
Д – доходы от перевозок и прочих работ, выполненных транспортным флотом, руб.
Себестоимость работы транспорта в стоимостном выражении составит:
S = (Э /Д) * 100
где Э – эксплуатационные расходы на содержание судна (состава), руб.;
Д – доходы от перевозок и прочих работ, выполненных транспортным флотом, руб.
Расчет показателей приведенных затрат определяем по выражению:
Σ З i = Σ Э * Е н * Σ К i → min.
где Σ З I – суммарные приведенные затраты по варианту освоения перевозок, руб.;
Σ Э – сопоставимые текущие суммарные затраты, руб.;
Ен – нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений, Е н = 0,1;
Σ К I – сопоставимые единовременные суммарные затраты, руб.
Удельные приведенные затраты рассчитываем по выражению:
З уд = Σ З i / G
где ΣЗI – суммарные приведенные затраты по варианту освоения перевозок, руб.;
G – объем продукции, т.
Уровень рентабельности работы судов на перевозках грузов определяем отношением прибыли к стоимости основных производственных фондов с учетом стоимости оборотных средств, необходимых для перевозок:
Е общ = Д – Э * 100.
К i * 1, 05
Этот показатель характеризует качество экономической работы в пароходстве. Рентабельность можно назвать комплексным экономическим показателем, так как в нем учтены объем производства (грузооборот), цена (доходная ставка), себестоимость продукции и стоимость производственных фондов. Рентабельность – необходимое условие существования предприятия в условиях хозрасчета. Нерентабельное предприятие, не покрывающее свои расходы доходами от производственной и подсобной деятельности и услуг, самостоятельно существовать не может.
Эффективность труда измеряется его производительностью, т.е. объемом продукции, произведенной одним работником материальной отрасли в единицу времени. В основной деятельности транспортного предприятия мерой производительности труда служит грузооборот приходящийся на одного работника в сутки (т км / чел. сут.). Производительность труда на перевозках в стоимостном выражении может быть получена отношением полученных доходов от перевозок к численности работников занятых на перевозках: