Рассмотрим с технико-экономических позиций некоторые типы портовых перегрузочных механизмов. Разнообразие перегрузочного оборудования позволяет наиболее эффективно использовать время, отведенное на ППР, а также, в результате этого, в общем, сокращается время обслуживания судов. По отчетным данным за 2007 год экономия стояночного времени по району составила 20782 с/час. Следствием этого стала тенденция увеличения грузопереработки, пропускной способности Западного района.
При сохранении в целом тенденции к расширению использования специализированного перегрузочного оборудования на мировом рынке отличается растущий интерес к машинам многоцелевого назначения. Первоначально это оборудование создавалось для оснащения многоцелевых комплексов в развивающихся странах, для которых характерна несбалансированность потоков однородных грузов. В последнее время машины многоцелевого назначения начинают использовать и в портах развитых стран для обслуживания фидерных линий.
Для передвижения и перемещения контейнеров на многоцелевых перегрузочных комплексах в портах, на железнодорожных станциях и контейнерных площадках предприятий применяют многоцелевые рельсовые и пневмоколесные поворотные стреловые краны, фронтальные и боковые вилочные погрузчики, а также простые грузоподъемные машины и устройства.
Портальный кран получил наиболее широкое применение в портах. Его конструкция определена спецификой работы в порту, необходимостью максимального приближения транспортных средств (вагонов к борту судна), что и определило использование портала, позволившего поднять рабочие механизмы крана над зоной работы.
В зависимости от числа железнодорожных путей порталы бывают одно-, двух - и реже трехпутными соответственно со стандартной колеей или пролетом (расстоянием между осями крановых рельсов), равным 6; 10,5 и 15,3 м. Иногда портал заменяется полупорталом, у которого береговая сторона не имеет "ног", и прикрепленные непосредственно к пролетному строению ходовые колеса опираются на рельс, уложенный на стену склада или эстакаду. Это экономит место на причале и упрощает конструкцию крана.
Наибольшее распространение получили четырехопорные (четырехногие) порталы и полупорталы. Наряду с ними встречаются трех- и даже двухопорные порталы. Три опоры приближают портал к статически определимой системе и позволяют применять рельсы с малыми радиусами кривизны (в плане), тогда как для четырехопорного портала требуются прямолинейные пути. В то же время при одинаковых размерах колен и базы устойчивость четырехопорного портала больше, что имеет решающее значение. Портал передвигается по рельсам, уложенным на железобетонном или свайном основании, посредством ходовых тележек. Далее в таблице 3 приводятся технические характеристики портальных кранов на рельсовом ходу, портальных пневмоколесных и стреловых пневмоколесных кранов.
Таблица 3
Технические характеристики портальных кранов
Наименование параметра |
Портальные краны на рельсовом ходу |
Портальные пневмоколесные краны |
Стреловые пневмоколесные краны | ||||||||||
Kranbau Eberswalde |
Kone Type K |
Kone Type H |
Kone Type MP |
Marathon-Le Tourneau GC-500 |
Peiner GW 900 |
Peiner GW 1250 |
Peiner GW 1800 |
Krupp 900 GMH |
Krupp 1000 GMH |
Krupp 1120 GMH | |||
Грузоподъемность, т |
60/40 |
30,5 |
30,5 |
30 |
68/36,3 |
50/42,5 |
50/42,5 |
63/42,5 |
35/25 |
40/25 |
65/25 | ||
Вылет стрелы, м |
24/38 |
30 |
35,5 |
32,5 |
21,3/36,6 |
18/20 |
25/28 |
28,5/40 |
26/40 |
25/40 |
20/40 | ||
Высота подъема над головкой рельса, м |
28,5 |
26 |
26 |
30 |
13 |
Определяется при рабочем проектировании |
30 |
30 |
30 | ||||
Высота опускания ниже головки рельса, м |
− |
12 |
18 |
16 |
− |
− |
− |
− |
15 |
15 |
15 | ||
База, м |
30 |
− |
− |
29,9 |
16,7 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
− |
− |
− | ||
Колея, м |
10,5 |
15 |
15 |
− |
10,3 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
4,5 |
4,5 |
4,5 | ||
Скорость: 1. подъема груза, м/мин 2. поворота, об/мин 3. передвижения, м/мин |
40 |
25 |
25 |
− |
15,2/22,9 |
− |
− |
− |
26 |
22 |
14 | ||
1 |
1 |
1,6 |
− |
1 |
− |
− |
− |
1 |
1 |
1 | |||
− |
30 |
20 |
− |
67 |
− |
− |
− |
200 |
200 |
200 | |||
Время изменения вылета стрелы, с |
− |
30 |
25 |
− |
60 |
− |
− |
− |
45 |
45 |
45 | ||
Число ходовых колес |
32 |
32 |
32 |
24 |
8 |
8 |
8 |
8/16 |
24 |
24 |
24 | ||
Число аутригеров |
− |
− |
− |
− |
2 |
8 |
8 |
8/16 |
4 |
4 |
4 | ||
Масса крана, т |
− |
− |
− |
− |
321 |
305 |
359 |
422 |
− |
− |
− | ||