Автопогрузчики находят широкое применение в порту, обслуживая портовые склады и трюмы судов. Работа в закрытых помещениях возможна только на погрузчиках, оснащенных катализаторами выпускных газов.
Широкое применение находят погрузчики фирм "Валмет" (Финляндия), "Калмар" (Германия) и т.д. грузоподъемностью 2 .25 т с бензиновыми и дизельными двигателями. Они состоят из тех же по своему назначению узлов, что и электропогрузчики, но отличаются от последних, типом энергетической установки, базовыми и эксплуатационными параметрами. Автопогрузчики могут быть успешно использованы в различных условиях. Снабженные набором сменных грузозахватных приспособлений, они могут выполнять грузовые операции со штучными, сыпучими, кусковыми, лесными и другими грузами.
Большинство автопогрузчиков имеют общую конструктивную схему и состоят из шасси на пневмоколесном ходу, двигателя внутреннего сгорания, трансмиссии, гидропривода, грузоподъемника и кабины с приборами управления. В автопогрузчиках широко использованы автомобильные агрегаты, узлы и детали. Для многих автопогрузчиков характерна принятая в автомобилях схема трансмиссии: двигатель - сцепление - коробка передач - карданная передача - ведущий мост с дифференциалом.
Грузоподъемники автопогрузчиков, как правило, расположены в передней, фронтальной, части машины. Передняя ось таких погрузчиков обычно ведущая, а задняя управляемая. Двигатели и противовесы установлены в кормовой части машины.
Автопогрузчики могут быть фронтальными, боковыми и портальными (контейнеровозы, лесовозы и т.п.) в зависимости от расположения грузоподъемника.
Необходимым условием работоспособности передвижных кранов и погрузчиков является их устойчивость при любых положениях стрелы и груза, при действии ветра, сил инерции и влиянии возможного крена. Расчет устойчивости нормирован Госгортехнадзором.
Запас устойчивости характеризуется коэффициентом устойчивости, который определяется отношением удерживающего момента к опрокидывающему моменту. Моменты рассчитываются относительно ребра опрокидывания. У портового портального крана устойчивость следует проверять при наиболее неблагоприятном сочетании действующих на него сил, как в рабочем состоянии, т.е. с грузом (грузовая устойчивость), так и в нерабочем (собственная устойчивость). В расчетах влияние рельсовых захватов не учитывается.
По нормам Госгортехнадзора запас устойчивости определяется в трех случаях.
1. В рабочем состоянии с учетом ветра, сил инерции и крена, при этом принимается коэффициент устойчивости равным 1,15.
2. В рабочем состоянии, но без учета ветра, сил инерции и крена; принимается коэффициент устойчивости равным 1,4.
3. В нерабочем состоянии с учетом ветра и крена; принимается коэффициент устойчивости равным 1,15.
К перегрузочной технике, используемой при перегрузочных операциях на палубах судна, предъявляются дополнительные требования по высоте, маневренности и мощности двигателя грузоподъемных машин исходя из высоты в свету палубы, размеров зон маневрирования и углов наклона пандусов и рамп. На низкопалубных судах высота перегрузочной техники обычно ограничивается 2,8 м. Мощность двигателя должна обеспечивать работу при максимальной нагрузке на уклоне 6,3 - 9,5° в зависимости от типа техники и вида перегружаемого груза.
Для определения потребности в том или ином виде оборудования различают: грузы, перевозимые на трейлерах различных модификаций (ролл-трейлерах, дорожных трейлерах, семитрейлерах и т.п.); грузы, перевозимые в контейнерах, флотах, болстерах без использования ролл-трейлеров; самоходную колесную технику; несамоходную колесную технику.
К каждой из перечисленных групп грузов тяготеет своя, свойственная только для данной группы грузов, совокупность специализированной перегрузочной техники определенных видов и модификаций. В тех случаях, когда объем перевозок грузов одной из указанных групп не столь значителен, для их перевалки используют технику другой группы, которую в некоторых случаях оснащают дополнительным захватом.