Данные таблицы динамики среднего веса поезда за период с 2007 по 2011 гг., изобразим графически для большей наглядности произошедших изменений данного показателя во времени.
Рисунок 1.10 - Динамика среднего веса поезда за период с 2007 по 2011 гг., т
Из таблицы 1.8 и рисунка 1.10 видно, что в 2011 году вес поезда составил 3285 тонн, что на 0,6% меньше уровня 2007 базового года. В результате за рассматриваемый период средний вес поезда практически не изменился. Увеличения количества тяжеловесных поездов привело бы к повышению веса поезда, что разрабатывается локомотивным депо в перспективе. В целом увеличение количества тяжеловесных поездов, то есть поездов с повышенной массой перевозимых грузов, имеет значительный положительный экономический эффект, который складывается из экономии количества используемых локомотивов, приводит к сокращению численности локомотивных бригад, снижения эксплуатационных расходов.
Среднесуточная производительность локомотива выражает перевозочную работу в тонно-километрах брутто и является комплексным и основным показателем, который одновременно оценивает использование локомотива по времени и по мощности. Показатель производительности локомотива используется при составлении планов работы в грузовом движении.
Среднесуточная производительность локомотива определяется по формуле:
где - средняя масса поезда брутто, т;
- среднесуточный пробег локомотива, км;
- коэффициент вспомогательного линейного пробега – отношение пробега локомотивов в двойной тяги (без толкачей) и в одиночном следовании, т.е. вспомогательного (непроизводительного) пробега к пробегу локомотивов во главе поездов.
Повышение производительности локомотива ведет не только к сокращению эксплуатируемого парка, но и к уменьшению количества поездов и к снижению удельного расхода топлива и энергии на тягу поездов. Этот показатель один из самых оперативных – норма производительности в тонно-километрах брутто за 1 ч работы локомотива. Для этого в депо ведется учет фактической выработки за 1 ч, за поездку, смену, сутки.
Таблица 1.9 - Динамика среднесуточной производительности локомотива за период с 2007 по 2011 гг., тыс. т/км
Показатель |
Годы | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Среднесуточная производительность тепловоза, тыс. т/км |
1241,2 |
1245,0 |
1119,7 |
1170,6 |
1230,5 | |
Абсолютный прирост, тыс. т/км |
По цепной схеме |
- |
3,8 |
-125,3 |
50,9 |
59,9 |
По базисной схеме |
- |
3,8 |
-121,5 |
-70,6 |
-10,7 | |
Темп роста, % |
По цепной схеме |
100 |
100,3 |
89,9 |
104,5 |
105,1 |
По базисной схеме |
100 |
100,3 |
90,2 |
94,3 |
99,1 | |
Темп прироста, % |
По цепной схеме |
- |
0,3 |
-10,1 |
4,5 |
5,1 |
По базисной схеме |
- |
0,3 |
-9,8 |
-5,7 |
-0,9 |